НАЗАД

Экономика совместного потребления

На смену помпезности недвижимости бизнес-класса пришла функциональность и атмосфера сообщества.

Подобные изменения в предпочтениях обусловлены сменой поколений. Сегодня среди бизнесменов много молодых людей от 25 до 40 лет. Миллениалы (люди которые были рождены в 1980-90 годах) сейчас занимают руководящие должности, открывают собственные дела и являются главными специалистами с высокой заработной платой. Люди этого поколения не торопятся обзаводиться якорем в виде семьи или кредита на дом. Они мобильны и всегда готовы переместиться в другой город или даже страну. Учитывая современные тенденции миллениалы достаточно требовательны к месту, где они будут жить. Среди основных требований экологичные материалы, свободные пространства, энергосберегающие технологи и хорошая инфраструктура.

В основу идеи экономики совместного потребления (англ. sharing economy) - использовать, а не владеть. Она уже успешно используется во многих бизнес-моделях, которые упрощают нашу жизнь: каршеринг, коворкинг, различный прокат.

Как известно, коворкинг - это место, где собираются специалисты из разных отраслей и компаний для работы. Это прекрасная альтернатива, если работать из дома не получается, а в офисе нет желания. Люди оплачивают стоимость своего рабочего места и получают доступ ко всему, что необходимо: интернет, бытовые удобства, конференц залы для проведения презентаций и тд. Такие пространства объединяют людей со схожим взглядом на жизнь и идеями. Коворкинг популярен в первую очередь среди фрилансеров и айтишников. Украина открыла для себя эту модель примерно 5 лет назад.


Похожей идеей располагают и коливинги (англ. co-living). Желание находится среди людей с похожими мыслями, близкими по духу. Эта концепция уже достаточно популярна среди молодых специалистов и предпринимателей, которые живут в крупных городах Европы, Северной Америки и Азии, и часто связаны общей работой или профессией.

В 2006 году в Силиконовой долине несколько коллег были вынуждены снимать жилье вместе. Это было обусловлено высокой стоимостью аренды. Так и зародилась современная концепция коливинга. Что теперь отличает такое соседство от коммунальных квартир СССР? В первую очередь - это то, что люди объединены не вынужденными мерами, а общими интересами и приоритетами. Ученые доказали, что такое сожительство даже увеличивает самочувствие.

Для тех, кто не желает привязываться к месту и находится в постоянном движении - коливинги являются прекрасным вариантом: функционально и интересно. Такая форма проживания позволяет налаживать контакты с людьми из разных сфер жизни, обзаводиться друзьями и делиться своими идеями с теми, кто сможет их оценить. Кроме того, это хороший вариант снизить аренду, что не всегда в приоритете для людей, которые используют коливинг. Ведь как уже было сказано, обычно, это люди с высоким достатком.


В домах такого типа 25-30% пространства - это места общего пользования. Есть несколько видов апартаментов: общие, индивидуальные, а также с разной степенью комфортности. В домах такого типа есть все что необходимо для обучения, спорта, развлечений и отдыха.

Часто таким вариантов жилья пользуются специалисты из IT сферы. Крупные компании заселяют своих сотрудников в один дом, что позволяет оптимизировать их работу. Особенно удобно это для сотрудников с гибким, свободным графиком.

Больше всего коливингов находится в Азии - это 90%. В основном это Китай, Индия и Сингапур. В США 5%, а Европе 6%. Среди европейских стран в этом направлении лидирует Британия. Даже сейчас, во времена ковидных ограничений, такие дома не теряют спрос. Ведь жизнь среди своих единомышленников не дает погрязнуть в унынии. В Украине пока таких коливингов нет, но с ростом IT индустрии, можно предположить появление этого типа жилья в Киеве в скором времени.